Categories:

Новый Бермудский треугольник в Арктике

В этой статье показано, что в ближайшем будущем в Арктике могут  возникнуть условия, в результате которых возможны кораблекрушения и  авиакатастрофы по типу того, что сейчас происходит в Бермудском  треугольнике. Статья также доступна в видео формате: https://youtu.be/2eQTBiqc--s

Рисунок 1. Расположение Бермудского треугольника.
Рисунок 1. Расположение Бермудского треугольника.

О Бермудском треугольнике в районе  Саргассового моря в Атлантическом океане знают практически все. Этот  треугольник представлен тремя вершинами, которые расположены на южном  окончании полуострова Флорида, на Бермудских островах и на острове  Пуэрто-Рико (рисунок 1). В пределах этого таинственного и пугающего  треугольника происходят непонятные исчезновения кораблей и самолётов,  которые пропадают, не успев подать никакой сигнал бедствия, что говорит  нам о том, что крушения кораблей и самолётов происходят очень быстро,  практически мгновенно. Учёными было высказано уже множество гипотез о  причинах такого рода очень странных исчезновений. Я не буду разбирать  все эти гипотезы в подробностях, но хочу отметить одну из наиболее  реалистичных гипотез, которая связана с выходами метана на морском дне в  следствие распада метангидратов, при котором выделяется огромное  количество метана. Напомню, что метангидрат представляет из себя  замороженный со льдом газ метан, который образовался в толщах морских  осадков благодаря гниению остатков органики в этих осадочных породах по  типу того, как на болоте выделяется болотный газ, который также  представляет из себя, в основном, метан. Но как мы знаем на дне океана  довольно-таки низкие температуры и высокое давление воды, то есть  идеальные условия для перехода газа из газообразного в твёрдое  состояние. А при распаде этот замороженный газ метан увеличивается в  объёме в 180 раз и более. То есть, если, например, изначально мы имеем 1  кубический метр замороженного метангидрата, то объём размороженного  газа будет составлять около 180 кубических метров. Ну и самое главное,  что плотность газа намного меньше плотности морской воды, что и приводит  к тому, что такого рода высвободившийся газ будет стремиться к  поверхности воды, чтобы попасть в атмосферу. 

Гипотеза пропажи  кораблей и самолётов в Бермудском треугольнике за счёт метангидратов уже  давно вполне серьёзно обсуждается многими учёными, так как процесс  распада метангидратов может, как вы уже поняли, вызвать резкий подъём  метана из глубины на поверхность, и даже в атмосферу, что приводит к  тому, что корабли просто падают вниз со скоростью свободного падения в  этих газовых пузырях или же в смеси газовых пузырей с морской водой. Ну а  большая концентрация метана в атмосфере приводит к остановке двигателей  самолётов или же даже к взрыву двигателей и, само собой, что при такого  рода обстоятельствах самолёт также падает со скоростью свободного  падения в океан. Ну и мы не должны забывать, что плотность метана  намного меньше не только плотности воды, но и плотности воздуха, что в  свою очередь затрудняет пролёт самолётами такого рода газовых  разуплотнений в атмосфере и может также привести к очень быстрой  катастрофе. Как по мне, то это наиболее реальная гипотеза исчезновения  кораблей и самолётов в Бермудском треугольнике, где, кстати, выделения  метана не так и масштабны.

Рисунок 2. Северный морской путь (красная линия) и традиционный моской путь (зелёная линия) из Европы в восточную Азию.
Рисунок 2. Северный морской путь (красная линия) и традиционный моской путь (зелёная линия) из Европы в восточную Азию.

Все мы хорошо знаем, что сейчас  происходит глобальное потепление, которое я лично называю  восстановлением климата. Но суть этого видео не в этом, а в том, что  благодаря потеплению климата, Северный-Ледовитый океан постепенно  становится пригодным для судоходства даже без сопровождения кораблей  ледоколами. Мы уже много раз слышали о Северном морском пути (рисунок  2), который намного короче других морских путей из Европы в восточную  Азию и обратно. Новость для всех отличная, так как из-за укорочения  расстояния грузы будут доставляться быстрее и самое главное дешевле. Но в  этой бочке мёда есть довольно-таки большая ложка дёгтя, о которой  почему-то никто не упоминает. 

Ложкой дёгтя в этом случае  являются, уже вышеупомянутые мной, метаногидраты, которые находятся на  дне Северного-Ледовитого океана в довольно-таки большом количестве,  местами толщиной в несколько сот метров вперемешку с осадочными  породами. Так вот, для их стабильности, кроме давления вышележащей воды,  важна также и температура этой воды. А при повышении температуры воды  метаногидраты, как вы уже поняли, начнут распадаться на метан и воду.  При этом мы не должны забывать, что 1 кубический метр газгидрата при  распаде превращается в примерно 180 кубических метров газа. Повторю ещё  раз, что 1 кубометр превращается в 180 кубометров. Размеры большинства  грузовых кораблей находятся в пределах 100-200 метров, то есть распад  всего пары десятков кубических метров метангидрата может запросто  образовать газовый пузырь, который по своему размеру будет сопоставим с  размером грузового судна и при подъёме из глубин на поверхность воды  может запросто вызвать крушение судна, если оно будет как раз проходить  рядом с этим пузырём или же прямо над ним.

Рисунок 3. Воронки на дне Баренцево моря, как результат распада метангидратов после последнего Ледникового периода. Источник: Massive blow-out craters formed by hydrate-controlled methane expulsion from the Arctic seafloor by K. Andreassen, A. Hubbard, M. Winsborrow, H. Patton, S. Vadakkepuliyambatta, A. Plaza-Faverola, E. Gudlaugsson, P. Serov, A. Deryabin, R. Mattingsdal, J. Mienert, S. Bünz; Science 02 Jun 2017 : 948-953; http://science.sciencemag.org/...
Рисунок 3. Воронки на дне Баренцево моря, как результат распада метангидратов после последнего Ледникового периода. Источник: Massive blow-out craters formed by hydrate-controlled methane expulsion from the Arctic seafloor by K. Andreassen, A. Hubbard, M. Winsborrow, H. Patton, S. Vadakkepuliyambatta, A. Plaza-Faverola, E. Gudlaugsson, P. Serov, A. Deryabin, R. Mattingsdal, J. Mienert, S. Bünz; Science 02 Jun 2017 : 948-953; http://science.sciencemag.org/...

Ну а что будет при потеплении воды в  Арктике? А будет то, что происходило в Норвежском море или же в  Баренцевом море после последнего оледенения, где сейчас наблюдается  огромное количество воронок на морском дне (рисунок 3), как результат  проседания грунта за счёт постепенного выхода метана из-за распада  метангидратов при потеплении воды в этих морях. Но проблема в том, что  проседание грунта может происходить и при взрывном прорыве метана, что  намного опаснее для судоходства и воздушного сообщения. Размер воронок  довольно-таки большой и некотрые из них сопоставимы или даже больше  размера самых больших кораблей, существующих в наше время. То есть  попади торговый корабль, да и военный также, в такого рода газовый  пузырь, поднявшийся близко к поверхности воды, то никто даже не успеет  подать сигнал бедствия, так как сразу же начнётся свободное падение  судна на морское дно в этом пузыре из метана или смеси воды и метана.  Корабли ведь не умеют летать.

Рисунок 4. Воронка в тундре, образовавшаяся в результате распада метангидратов (www.правительство.янао.рф).
Рисунок 4. Воронка в тундре, образовавшаяся в результате распада метангидратов (www.правительство.янао.рф).

Метангидраты являются следствием  возникновения вечной мерзлоты, а при потеплении метангидраты начинают  распадаться, вызывая образование огромных провалов на морском дне и в  той же тундре, как вот, например, в этом случае (рисунок 4). Таким  образом Арктику и прилегающую к ней сушу ждут очень серьёзные изменения  вследствие распада метангидратов и прорыва метана в атмосферу, что в  свою очередь приведёт к ещё более быстрому потеплению и ещё большему  выделению метана при распаде метангидратов, так как всем известно, что  парниковый эффект метана намного больше оного у углекислого газа,  парниковым эффектом которого уже запугали почти весь мир. Как вы  понимаете большая часть тундры превратится, фактически, в лунный рельеф с  множеством кратеров от прорыва метана, которые будут заполнены водой,  но, а образование такого рода кратеров на морском дне может на долгие  годы поставить точку в использовании Северного морского пути после того,  как первые корабли и самолёты потерпят крушение из-за прорыва газа из  морских глубин. Самая главная проблема такого рода опасности в том, что  поведение метангидратов практически невозможно прогнозировать. То же  самое касается и добычи полезных ископаемых в Арктических морях и на  прилегающей суше. 

Но не всё так плохо, как кажется, с первого  взгляда и выход из такого рода сложной ситуации есть, по крайней мере  для морских территорий. Заключается он в систематической добыче  метангидратов с морского дна, что в принципе экономически выгодно и  приведёт к более беЗопасному судоходству по Северному морскому пути. К  сожалению, на суше проблема метангидратов практически нерешаемая и  решить её сможет только сама природа и время, необходимое на оттаивание и  распад метангидратов. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.